РечиПубликацииИнтервью | Rambler's Top100

Поиск по сайту:
Rambler's Top100
Яндекс цитирования



ТРИБУНА : ПУБЛИКАЦИИ

НЕ ПРИНУЖДАЙ, ИНСПЕКТОР!
ОБЯЗАН ЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ВЫПОЛНЯТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ?

У налогоплательщиков часто возникает вопрос: являются ли Методические рекомендации, изданные МНС РФ, обязательными для выполнения? Как правило, работники налоговых органов принуждают к исполнению этих рекомендаций. Даже если их положения явно противоречат Налоговому кодексу!

Федеральным законом РФ №110-ФЗ от 6 августа 2001 г. внесены изменения и дополнения в часть вторую НК РФ. В связи с этим МНС РФ своим Приказом от 21 августа 2002 г. за № БГ-3-02/458 утвердило Методические рекомендации по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со ст. 10 ФЗ от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ.
Статьей 10 предусматривается, что налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан осуществить определенные операции, поименованные в названном Законе. Также установлен порядок отражения в составе внереализационных расходов сумм, образовавшихся от различных видов деятельности, порядок включения доходов, порядок списания и т. д. Кроме того, установлен порядок формирования налоговой базы для налогоплательщиков, переходящих с 1 января 2002 г. на определение доходов и расходов по кассовому методу.
Согласно ст. 4 НК РФ МНС РФ издает обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Данной статьей предусмотрены пределы для нормотворческой деятельности МНС, Минфина, ГТК и других органов исполнительной власти.
Как известно, в период с 1991 г. по 1998 г. указанные органы приняли огромное количество актов по налогам и сборам, которые достаточно часто не только противоречили друг другу, но и искажали суть законов, а то и вовсе не соответствовали ему. Учитывая это, законодатель четко установил, что МНС, Минфин, ГТК вправе издавать нормативные акты только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
Указания, письма, разъяснения, методические рекомендации не являются нормативными актами и не могут регулировать отношения в сфере налогов и сборов. Правовые последствия для налогоплательщиков порождают лишь те нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 августа 1996 г. № 763 эти акты публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене нормативных актов органов исполнительной власти».
Помимо перечисленного, нормативные правовые акты органов исполнительной власти обязаны отвечать еще двум условиям ст. 4 НК РФ:
– они не должны дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть вводить новые правила налогообложения, возлагать на плательщиков дополнительные обязанности (не предусмотренные в законодательстве о налогах и сборах), вводить новые запреты на действия плательщиков, отменять права и обязанности плательщиков;
– они не могут изменять законодательство о налогах и сборах, устанавливать иные, чем в НК РФ, основания, порядок, условия налогообложения, изменять понятия и термины, определенные в ст. 11 НК РФ, разрешать или допускать действия, запрещенные НК РФ.
Статьей 4 НК РФ предоставлено право МНС, ГТК и Минфину издавать приказы, инструкции, иные нормативные правовые акты, методические указания.
Эти акты хотя и связаны с налогообложением, но не относятся к законодательству о налогах и сборах. Поэтому они обязательны только для подразделений указанных органов, но не для плательщиков.
Как видно из названия принятого акта – Методические рекомендации, законом вообще не предусмотрено такого акта. В ст. 4 НК РФ упоминается лишь о Методических указаниях. Кроме того, принятые Методические рекомендации не прошли регистрации в Министерстве юстиции. Исходя из этого они не подлежат применению и подразделениями МНС РФ.
Данные Методические рекомендации не будут применяться налогоплательщиками, поскольку они не носят обязательного характера, содержат неясности, противоречат НК РФ, изменяют и дополняют его. Рекомендации не легитимны также в силу их незаконного принятия. На основании п.11 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и иным федеральным законам.

Людмила РОМАНЧЕНКО, адвокат

"Бизнес - адвокат" № 12 (2003)


СЛЕДУЮЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ:

РОЛЬ И МЕСТО АДВОКАТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
НА АВОСЬ ЛУЧШЕ НЕ ПОЛАГАТЬСЯ
РИСК ПРИ ПОКУПКЕ КВАРТИРЫ
СВОБОДНОЕ РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ "УТРАТЫ ДОВЕРИЯ" КАК ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
.ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ. Людологический обзор
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ АДВОКАТ
ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ РАБОТА СТАЖЕРОМ АДВОКАТА В СУДЕЙСКИЙ СТАЖ?
НА ЧТО РАССЧИТЫВАТЬ АДВОКАТУ В ДЕКРЕТЕ?
О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРИНЯТИИ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР, СВЯЗАННЫХ С ЗАПРЕТОМ ПРОВОДИТЬ ОБЩИЕ СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ АДВОКАТСКИХ БЮРО
ДЕЛО РЯБЫХ ПРОТИВ РОССИИ
ДЕЛО СМИРНОВА ПРОТИВ РОССИИ
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ гр. ГУРТОВЕНКО :: Конституционный Суд РФ Определение от 7 февраля 2003 г N 65-О
ПОЛОЖЕНИЕ О ФИЛИАЛЕ :: Владимир Сергеев, адвокат, заведующий кафедрой гражданско - правовых дисциплин МГЭИ, доктор юридических наук
Еще публикации »

Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


© Домашний адвокат, Москва, 2011 г.
Email: info@bestlawyers.ru
Разработка сайта:
ВебСервис Центр